Время собирать мобильники: как моя дочь пела гимн в особой школе

Новости-образование

Где заканчивается детская свобода

Вчера объявили, что историческое просвещение школьников отныне станут проводить с первого класса. А ещё — что в школах в ближайшем будущем будут слушать гимн (ежедневно) и поднимать государственный флаг (аналогично).

Но почти незаметной прошла третья новость. О том, что детям в учебные заведения планируется запрещать проносить телефоны. Или их предлагается отбирать при входе и отдавать при выходе. И это на самом деле звенья одной цепи.

«Минпросвещения РФ намерено порекомендовать школам собирать телефоны у учеников перед входом в класс или учебное заведение», заявил министр просвещения Сергей Кравцов.

Вроде бы неплохо. Зачем нарушать учебный процесс. Пусть дети на уроке слушают учителя. Пусть на переменах сигают и прыгают, а не сидят, уткнувшись в экран.

Поверьте, если учитель хороший, то дети его и так слушают. А на переменах дети ещё и курить бегают в туалет.

Особенно амбициозные мамаши зааплодировали: наши-то совсем как в английском Итоне или швейцарском Розенберге (элитные частные школы для аристократов), там тоже запрещены мобильные устройства, и ничего, вырастают лордами и премьер-министрами.

Чтобы ребёнок вырос лордом нужно, чтобы его родители были лордами. Мобильные телефоны здесь не при чем.

Помимо того, чтобы что-то отбирать и запрещать, надо что-то давать. А что?

Месяц назад прошли парламентские слушания на тему о «законодательном обеспечении информационной безопасности детей и подростков». Умные головы говорили много и о многом, официальный представитель МИД Мария Захарова, к примеру, объясняла, как нуждаются сегодня в правде юные сердца и как важно именно в этом нежном возрасте научить их отличать правду от лжи.

Но в основном все мысли сводились к тому, как бы законодательно оградить подрастающее поколение от доступа к информации. Многия знания – мол, многия печали. Чем позже тинейджеры прикоснуться к запретному плоду, тем для них лучше.

В кулуарах были даже высказаны предложения, что нужно создать специальные сим-карты для подростков и выдавать их по паспорту. Лет с 14 или с 16. А до этого ни-ни. Да и позже ограничить интернет лишь доступом к библиотекам, музеям и прочему прекрасному. Все остальное — вредно.

Конечно, детишки могут и у родителей стащить мобильник и качать с него порнуху, но это ответственность уже родителей. И если старшеклассники не порнухой станут интересоваться, а чем похуже? К примеру, экстремизмом или политикой?

Дети — они такие. Любопытные.

Много о чем говорили эти прекраснодушные люди, пекущиеся о грядущих поколениях, чтобы те не ковыряли пальцами в носу. Но основная идея, которая просто витала в воздухе: как классно было бы вернуться в прошлое, в СССР не было мобильников — и как хорошо жили.

Да, в Советском Союзе было блестящее школьное образование, в основном техническое и математическое, направленное на подготовку будущих инженерных кадров. В них была потребность у государства. И она выполнялась.

А сейчас в чем потребность? В дремучести? В счете на палочках?  Люди прошлого тысячелетия станут учить людей будущего, рожденных в ином информационном потоке? На дворе XXI век. Тот самый, в котором жила Алиса Селезнёва, знавшая шесть языков и прыгавшая в длину? как олимпийская чемпионка.

Если помните блокбастер 1985-го года «Гостья из будущего» — как поражались ее знаниям и умениям обычные середняки из 6 «Б»! И, пока весь мир будет шагать в век XXII, наши дети, как в фильме «Таинственный лес» Шьямалана, когда родители, желающие своим чадам всего самого лучшего, поселили их в заповеднике, –  окажутся в средневековье, но зато среди первозданной чистоты.

О каком перспективном рывке и опережении Запада мы говорим в таком случае? Если сами лишаем нашу молодежь конкурентоспособности? Можно отнять у сегодняшних детей компьютеры, и телефоны настроить исключительно на классический бессловесный балет. Только не надо говорить про пользу всего этого для учебного процесса. Это не момент воспитания личности, а момент управления ею и ее подавления.

На самых упрямых работает с точностью до наоборот. Потому что для того, чтобы научиться отличать правду от лжи, дети должны видеть и то, и другое.

«Пели гимн, пока руководству не понравится»

Да, я категорически против того, чтобы лишать детей средств связи. Говорю не как дама в белом пальто. А как мать, чей ребёнок три года как раз отучился в закрытом элитном учебном заведении, где телефоны выдавали на пять минут два раза в неделю. За примерное поведение. То есть чтобы все слушались старших и не имели собственного мнения.

Что это означало на деле? Только то, что девочки проносили вторые телефоны в лифчиках, а где мальчики – не знаю… Первое время телефоны проверяли даже металлоискателем, чтобы никто не спрятал на себе. Но потом проверяльщикам это надоело и все вернулось на круги своя. Как обычно у нас и бывает.

Да, дети прятали телефоны. Дети нормальные. И лицемерие взрослых они чувствуют за версту, отвечая двойным лицемерием.

Причём сначала запретили смартфоны, разрешив только кнопочные аппараты эпохи «нулевых», затем допотопную камеру заставили заклеивать пластырем. Дети могут выложить что-то не то. Две девочки однажды вели трансляцию из своей комнаты, где — о ужас! — смеялись и обсуждали вещи не по уставу.

Один паренёк разместил в соцсети ролик, где он танцует в форме своего учебного заведения. Ролик стал вирусным, и его посмотрели миллионы. Вполне прилично, кстати, танцует. Но если запрещать, так уж запрещать. Логика здесь прослеживается — а вдруг увидит руководство и ему не понравится?

Потом детей заставили выдавать свои страницы в соцсетях, чтобы отслеживать, не выходят ли они в интернет в неположенное время, не выкладывают ли фотографии в неподобающем виде — например, на дне рождения с подозрительным бокалом вишневого сока в руке. Поэтому многие ребята заводили вторые аккаунты с выдуманными именами, лицами и биографиями. Для разоблачения скрытых «детских» пороков был выделен специальный сотрудник, у которого в кабинете стоял огромный монитор. Сидя за которым, он «всевидящим оком» наблюдал, чтобы все было в порядке. А ещё в целях патриотического воспитания в обязательном порядке заставляли смотреть программу «Время», от и до. Некоторые убегали с нее под предлогом, что болит живот.

Государственный флаг у нас тоже поднимали. Выбирались трое ребят, пока остальные хором исполняли наизусть гимн России. Флаг следовало поднимать не слишком быстро, пока гимн еще звучит, но и не слишком медленно, до того, как он закончится. Были случаи, когда зимой девочки физически не могли это сделать: варежки сковывали движения рук и прилипали к ледяной веревке, а сильные порывы ветра и холод добивали эти попытки. Только самые достойные могли делать это. Дочь молилась, чтобы ее пронесло. Она не хотела быть достойной.

А ещё директора и его многочисленных заместителей могло не устроить качество исполнения гимна, который в момент поднятия флага пели остальные. Однажды руководство было особенно недовольно, и ребятам в течение следующих шести дней приходилось перепевать гимн по нескольку раз кряду.

К чему приводит такие методы? Дети действительно довольно быстро учатся отличать правду от лжи, а искренность от лицемерия. И если это все, что им предлагают взрослые, которые сами день деньской сидят в соцсетях, результат будет прямо противоположный.

А вот как об этом рассказывает сама дочь, которой сейчас уже 19: «Вместо того, чтобы растить в нас честность, смелость и благородство, нас учили изворачиваться: говорить и делать не то, что думаем, а то, что от нас хотят услышать».

Кстати, она это в высшей степени достойное заведение не закончила. Ушла в 11 классе. Когда началась пандемия, выяснилось, что руководство к такому повороту дел просто не готово, ни к каким чрезвычайным ситуациям. На этот счёт алгоритмов и методик не было.

Почему я отдала дочь в это учебное заведение?

Ну, так на словах все было совсем не так, на словах все было красиво и правильно, на словах здесь воспитывали элиту общества, а на деле  патриотизм уходил в профанацию. И это ещё хуже, чем если бы патриотизма вообще не было. Дети ведь учатся на личных примерах взрослых. Когда  форма не маскирует  содержание, а   помогает его   раскрыть.

Но вот беда — кроме формы  пока никто ничего не предлагает…

Источник www.mk.ru

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями